Житие преподобного Иоанна Лествичника.
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий
подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей",
поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О происхождении
преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание,
что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии,
память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок
Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного
стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн
Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге,
авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви
Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании
своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн
избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое
Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных
слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах
покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза
омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была
его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника
Божия. Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают". Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" ( Мф. 11, 12). Цитаты: Отцы псалмопение называют оружием, молитву - стеною, непорочные слезы - умывальницею, а блаженное послушание называли исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа. (Прп. Иоанн Лествичник) Многаглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, расточение внимания, помрачение молитвы. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, страж помыслов, враг дерзости, причащение разума. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно. (Прп. Иоанн Лествичник) |