В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого
славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении
Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение
Твое славим. Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь
выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием
о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению
подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течете недели до пятницы,
когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому
третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом,
так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный
Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное",
чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в
"Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой,
вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет
Христову победу над смертью - Светлое Воскресение. "Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва". Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной из стихир праздника. |